| ||||||||||||||||||
В основу методики изучения материала авторами положена модульная технология, позволяющая студенту с большей степенью самостоятельности подойти к изучению учебного материала. Учебный материал разбит на 11 модулей. Каждый учебный модуль содержит цель и план его освоения, литературу и информационные ресурсы, тестовые задания и контрольные вопросы для защиты модуля. План изучения модуля содержит такие компоненты, как:
В каждом модуле присутствует одна или несколько обязательных для выполнения лабораторных работ. Каждая лабораторная работа включает в себя такие компоненты, как: Цель, Средства для выполнения работ, Теоретические сведения, Выполнение работы, Самостоятельные задания. Теоретические сведения помогут студенту сориентироваться в учебном материале, подлежащем изучению в практической части модуля. Компонент Выполнение работы содержит не только задания, но и подробные инструкции по их выполнению. Предлагаемые самостоятельные задания, подлежат обязательному выполнению. Защита модуля предполагает предоставление преподавателю результатов выполнения лабораторных работ, тестовых заданий и ответы на предложенные преподавателем вопросы. Варианты реализации курсаПервый вариант.Использование некоторых модулей или лабораторных работ, которые соответствуют учебным единицам, указанным в стандарте, на занятиях по различным дисциплинам предметной подготовки для специальностей 050202 «Информатика», 050202.00 «Информатика с дополнительной специальностью». «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии». Например, из модуля «Настройка домена и его безопасность» может использоваться лабораторная работа «Работа с серверами HTTP и FTP». Полностью могут использоваться следующие модули: «Основы построения сетей», «Стек коммуникационных протоколов TCP/IP», «Локальные вычислительные сети», «Защита информации в компьютере», «Возможности мультисервисных сетей». Остальные модули могут использоваться как для углубленного изучения материала в рамках указанной дисциплины, так и для самостоятельного выполнения (изучения). «Программное обеспечение ЭВМ». В рамках данной дисциплины могут использоваться такие модули, как: «Основы работы с виртуальными машинами», «Работа с различными операционными системами». Модуль «Основы работы с виртуальными машинами» носит вспомогательный характер и знакомит студентов с виртуальными машинами, при помощи которых в последующем выполняются лабораторные работы других модулей. «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Для данной дисциплины применим модуль «Возможности мультисервисных сетей». Также из модуля «Настройка домена и его безопасность» может быть использована лабораторная работа «Работа с серверами HTTP и FTP» как основа для построения информационного ресурса образовательного назначения. Второй вариант.(а) В рамках дисциплин специализации «Системный администратор учебных компьютерных сетей», предложенной Каракозовым С.Д. (Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Информационно-образовательные системы. Учебно-методический комплект. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 185 с.). В виде таблицы показано возможное использование отдельных модулей разработанного курса при изучении дисциплин специализации. Варианты использования модулей разработанного курса
(б) Реализация в виде отдельного спецкурса (курс по выбору или факультатив), предназначенного для будущих учителей информатики. Содержание предлагаемого курса имеет как теоретическую, так и практическую направленность на знакомство с компьютерными сетями и элементами их администрирования. Третий вариант.Использование в виде электронного ресурса доступного в Интернет. Ресурс имеет модульную структуру и предоставляет доступ к используемому в лабораторных работах бесплатному программному обеспечению и дополнительным материалам. Кроме перечисленных вариантов изучения предложенного нами курса «Основы сетевых технологий», возможно его полное использование для специальностей: 050501.06 «Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)» в рамках дисциплины «Компьютерные коммуникации и сети»; 511900 «Информационные технологии» в рамках дисциплины «Компьютерные сети». |
При разработке курса в качестве основного метода обучения нами был выбран метод целесообразно подобранных задач . Суть его заключается в следующем:
Данный метод, применительно к предлагаемому нами содержанию, позволяет использовать задачи в качестве средства овладения теоретическим материалом и в качестве средства для иллюстрации и закрепления теоретического материала. Кроме этого, следует отметить, что процесс обучения сетевым технологиям будет более эффективным, если:
С учетом используемого нами модульного подхода традиционные формы организации учебного процесса в высшей школе приобретают некоторые особенности. В качестве основных форм организации учебного процесса в предлагаемой нами методике обучения выступают практические, лабораторные занятия (и/или практикум), а так же самостоятельная работа студентов.
Лекции. Смысловая нагрузка лекции слегка смещается в сторону от изложения теоретического материала к формированию мотивации обучения через постановку проблем обучения и показ путей решения профессиональных проблем в рамках той или иной темы. При этом основным методом ведения лекции является метод проблемного изложения материала. Тем не менее, по источнику знаний лекция может представляться: объяснительно-иллюстративной, проблемной, частично-поисковой.
Практические и лабораторные занятия. Целью таких занятий выступает обеспечение понимания теоретического материала учебного курса и его включение в систему знаний студентов, формирование операциональной компоненты готовности специалиста, развитие, формирование и становление различных уровней составляющих его профессиональной компетентности. Основой практикума выступают типовые задачи, которые должен уметь решать специалист в области администрирования КС в своей профессиональной деятельности.
Консультация. Очень полезная при реализации модульной технологии обучения и большой доле самостоятельной работы студентов и, в тоже время, гибкая форма, позволяющая использовать различные виды взаимодействия, как с группой, так и индивидуально. Консультация не только призвана сориентировать студентов в материале и специфике предстоящей деятельности, но и предоставляет им возможность восполнить пробелы в системе своих знаний, без ликвидации которых невозможно дальнейшее ее развитие.
С учетом применения модульной технологии обучения и метода целесообразно подобранных задач нами были выбраны следующие виды самостоятельных работ: