Лабораторная работа 10.2

IP-телефония

Цель: научиться организовывать передачу голосовых данных в IP-сети.
Средства для выполнения работы:

Теоретические сведения

Телефония основана на коммутации соединений, когда для создания соединения между абонентами на все время разговора выделяются каналы для передачи звука. Кроме этого, телефонные соединения можно организовывать и в цифровых сетях, где для передачи данных используется принцип коммутации пакетов. Именно эту задачу и решает Интернет-телефония (IP-телефония, VoIP). Главное преимущество IP-телефонии – себестоимость: минута разговора в случае междугородной, и тем более, международной связи оказывается во много раз дешевле, чем при использовании традиционной связи по сетям с коммутацией соединения. Это в значительной степени оправдывает даже сравнительно низкое качество звука, присущее современной IP-телефонии.

Сеть IP-телефонии представляет собой совокупность оконечного оборудования, каналов связи и узлов коммутации. Сети IP-телефонии строятся по тому же принципу, что и сети Интернет. Однако в отличие от сетей Интернет, к сетям IP-телефонии предъявляются особые требования по обеспечению качества передачи речи. Одним из способов уменьшения времени задержки речевых пакетов в узлах коммутации является сокращение количества узлов коммутации, участвующих в соединении.

Существует несколько классификаций сетей IP-телефонии:

  1. По способу связи оконечных устройств между собой: выделенные, интегрированные, смешанные.
  2. По масштабу: международные, региональные, местные.

Международный союз электросвязи (IUT-T) предложил стандарт Н.323 для построения сетей IP-телефонии. Этот стандарт охватывает практически все аспекты создания таких сетей и в настоящее время является наиболее распространенным. Сети Н.323 ориентированы на интеграцию с обычными телефонными сетями и рассматриваются как сети ISDN, работающие поверх сетей передачи данных – TCP/IP (Интернет), сетей IPX, Ethernet, Fast Ethernet, Token Ring и т.д. Стандарт Н.323 содержит большое количество протоколов, связанных с регистрацией оборудования, различными сценариями установления соединений, передачи речи, видео и данных, аутентификацией пользователей, тарификацией и многими другими задачами.

При использовании IP-телефонии необходимо учитывать, что адресация узлов в сети Интернет определяется не обычным числовым номером абонента, а IP-адресом компьютера, с которого (и на который) устанавливается соединение. Во многих случаях IP-адрес компьютера динамически меняется при очередном подключении, поэтому для соединения используют специальный узел сети – сервер каталогов (directory server). Этот сервер хранит списки зарегистрированных на нем пользователей, причем каждый из них имеет уникальное имя в виде строки символов (обычно в формате адреса электронной почты) или традиционный номер, состоящий из цифр.

Существует еще одна разновидность узлов сети IP-телефонии – шлюз (gateway). Это посредник между традиционной телефонной сетью и сетью передачи данных, преобразующий звонки одного типа в другой и обратно.

Передача телефонных переговоров по сети Интернет может осуществляться по нескольким сценариям.

Использование программы IP-телефонии. В этом случае на двух компьютерах, подключенных к Интернету, необходимо запустить специальную программу, которая на одном конце преобразует звук от микрофона в пакеты данных, а на другом конце выполняет обратное преобразование и проигрывает звук в динамик. Далее работа осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Пользователь А запускает программу при установленном подключении к Интернет.
  2. Программа IP-телефонии автоматически сообщает серверу каталогов, что вызывающий пользователь (А) доступен для входящих звонков и имеет такой-то IP-адрес.
  3. Программа IP-телефонии пользователя Б запросит сервер каталогов по символьному имени пользователя А соответствующий ему IP-адрес и начнет передачу пакетных данных.
  4. Пользователь А получит уведомление о входящем Интернет-звонке от пользователя Б и, ответив на звонок, окончательно установит соединение.

Использование IP-телефона. Внешне это устройство выглядит как обычный телефон, но подключается непосредственно к сети передачи данных. В отличие от компьютера IP-телефон, как и обычный телефон, всегда готов к работе. IP-телефония помимо передачи звуковой информации между двумя собеседниками может быть использована в качестве организации конференцсвязи (большинство существующих программ IP-телефонии поддерживает эту возможность), и как средство для организации видеотелефонии, если с обеих сторон имеется соответствующее программное и аппаратное обеспечение.

Выполнение работы

Задание 1.Создание учетной записи (на сайте поставщика услуг IP-телефонии)

  1. Откройте в окне браузера сайт поставщика услуг IP-телефонии: www.sipnet.ru
  2. В верхней части окна выберите ссылку Зарегистрироваться! (Регистрация новых пользователей)
  3. Заполните Регистрационную форму данных. Обратите внимание на обязательно заполняемые поля и Примечания, описывающие правила заполнения регистрационной формы. Для принятия введенных данных выберите Продолжить регистрацию.
  4. В случае успешной регистрации будет выведено окно Клиент успешно зарегистрирован. Вернитесь на главную страницу сайта (ссылка Перейти на сайт в правом верхнем углу).
  5. Зайдите в Личный кабинет, используя только что созданную учетную запись (логин/пароль).
  6. Изучите Информацию об аккаунте (верхняя часть окна): SIP ID (персональный идентификатор – аналог телефонного номера), Статус аккаунта, количество средств на счете и др.
  7. Ознакомьтесь с информацией о возможностях присвоенного вам статуса аккаунта (ссылка Изменить статус аккаунта).
  8. Сверните окно браузера на Панель задач.

Задание 2.Установка и настройка работы программного IP-телефона.

  1. Установите программу SipPoint (файл инсталляции SippointSetup.exe):
  2. Выполните настройку программы SipPoint, оставляя настройки «по умолчанию», за исключением:
  3. Настройка гарнитуры для общения в программе SipPoint.
  4. Ознакомьтесь с интерфейсом программы SipPoint (подключение к сети происходит автоматически после запуска программы)

Задание 3.Организация звонка с помощью программы SipPoint.

  1. Организация звонка не из списка контактов:
  2. Организация звонка абоненту из телефонной книги:
  3. Проверьте текущее значение счета в статус-строке и закройте приложение (Файл/Выход).
  4. Создайте снимок экрана с обновленной информацией Личного кабинета в браузере и сохраните его в личной папке.
  5. Выполните деинсталляцию программы SipPoint (Пуск/Панель управления/Установка и удаление программ).

Задание 4.Выполните самостоятельные задания 4-5.


На главную Методические рекомендации для студентов

Сайт управляется системой uCoz