Лабораторная работа Д.1

Знакомство с готовыми виртуальными машинами

Цель: научиться работать в готовых виртуальных машинах с установленными ОС.

Средства для выполнения работы:

Теоретические сведения

Понятие виртуальная машина появилось на свет несколько десятков лет назад, еще в конце 60-х годов, но применялись виртуальные машины только на больших ЭВМ и в настоящий момент они переживают свое второе рождение.

В основе технологии виртуальных машин лежит концепция виртуализации, которая для отдельно взятых продуктов и элементов ИТ- инфраструктуры известна достаточно давно. Сегодня она охватывает разные уровни — от платформ (включая микропроцессоры) до программного обеспечения, реализуется программными, аппаратными или программно-аппаратными средствами.

Виртуализация — это общий термин, охватывающий абстракцию ресурсов для многих аспектов вычислений. Перечислим некоторые примеры виртуализации:

Виртуальная машина — в общем случае это программная или аппаратная среда, исполняющая некоторый код; это среда, набор ресурсов и правил работы, которой формируется (с помощью программного обеспечения) в некой другой вычислительной среде.

Типы виртуальных машин (согласно Яну Метлису):

Как правило, при упоминании о виртуальной машине, вспоминают только об одной – о виртуальной машине Java или VMWare. При этом Java или VMWare. При этом остальные, достаточно многочисленные программные продукты подобного назначения, остаются как бы «за кадром». Перечислим наиболее популярные виртуальные машины, присутствующие на рынке программного обеспечения: Java Virtual Machine, VMWare Workstation, Microsoft VirtualPC, Xen, Qemu, DOSBox, PARALLELS workstation.

Приведем в таблице краткие характеристики некоторых популярных приложений виртуальных машин. Виртуальные машины эмулируют работу реального компьютера. На такой виртуальный компьютер, так же как и на реальный, можно инсталлировать операционную систему, эмулировать подключение периферийных устройств, а так же выполнять настройку базовой системы ввода/вывода (BIOS).


Таблица 1. Краткая характеристика некоторых приложений виртуальных машин

Собственно инструмент для создания виртуальной машины, его называют приложением ВМ.(или Системой Виртуальных Машин - СВМ), - это обычное приложение, устанавливаемое, как и любое другое, на конкретную операционную систему. Эта реальная операционная система называется хостовой операционной системой. Все задачи по управлению виртуальными машинами решает специальный модуль в составе приложения ВМ – монитор виртуальных машин (МВМ), который играет роль посредника во всех взаимодействиях между ВМ и базовым оборудованием, поддерживая выполнение всех созданных виртуальных машин на единой аппаратной платформе, обеспечивая их надежную изоляцию.

Пользователь не имеет непосредственного доступа к монитору виртуальных машин, ему предоставляется лишь графический интерфейс для создания и настройки виртуальных машин. Этот интерфейс также называют консолью виртуальных машин.

Пользователь «внутри» виртуальной машины устанавливает, как и на реальном компьютере, нужную ему операционную систему. Такая ОС, принадлежащая конкретной ВМ, называется гостевой ОС. Перечень поддерживаемых гостевых ОС выступает одной из наиболее важных характеристик виртуальной машины. Надо отметить, что наиболее мощные из современных виртуальных машин обеспечивают поддержку около десятка популярных ОС из семейств Windows, Linux и MacOS.

Преимущества использования виртуальных машин: экономия на аппаратном обеспечении; поддержка устаревших ОС и ПО; повышение безопасности; создание требуемых аппаратных конфигураций; эмуляция необходимых устройств; создание виртуальных сетей на одном компьютере; обучение работе с операционными системами; повышение мобильности; организация «пакетов приложений»; удобное управление виртуальными машинами.

Выполнение работы

Задание 1. Познакомьтесь с интерфейсом приложения ВМ с установленной ОС Windows XP.

  1. Запустите приложение виртуальных машин Innotek VirtualBox (Пуск/Программы/Виртуальные машины/VirtualBox).
  2. Запустите виртуальную машину с установленной ОС Windows XP:
  3. Перейдите в полноэкранный режим (Машина/Полноэкранный режим) (рис. 2).


    Рисунок 2. Меню запущенной ВМ


  4. Переключитесь в обычный режим из полноэкранного (правый CTRL+F).
  5. Не закрывая окна ВМ, переключитесь в реальную ОС и обратно, кнопкой правый CTRL (RCTRL).
  6. Для контроля выполнения задания создайте стандартными средствами ОС текстовый файл с краткими сведениями о системах виртуальных машин по следующему шаблону:
Название: <название СВМ>.
Разработчик: <разработчик виртуальной машины>.
Лицензия: <лицензия на виртуальную машину>.
Сайт производителя: <адрес сайта разработчика виртуальной машины>.
  1. Завершите работу с виртуальной машиной:
  2. Закройте приложение ВМ.

Задание 2. Научитесь запускать в ВМ стандартные пользовательские приложения.

  1. Запустите приложение ВМ Innotek VirtualBox.
  2. Создайте снимок (screenshot/скриншот) окна виртуальной машины с установленной ОС Windows 98 и запущенным текстовым редактором:
МОДУЛЬ 1
Лабораторная работа 1, Задание 2
Студент(ка) <ФИО>
Дата- <дата выполнения задания>
  1. Аналогично самостоятельно создайте снимки экранов для ВМ с установленными ОС: Syllable, DSL.

Задание 3. Постройте таблицу сравнения характеристик хостового и виртуального (виртуальной машины) компьютеров.

  1. Создайте в среде табличного процессора файл Tabl1 в соответствии с образцом (см. ниже Талица 1).
  2. Заполните первую строку таблицы (характеристики хостового ПК):
  3. Заполните вторую строку таблицы (характеристики гостевого ПК):
  4. Сохраните полученные результаты в своем каталоге.
  5. Завершите работу виртуальной машины.
    Таблица 1. Сравнение характеристик хостового и гостевого ПК
    ОС Среда работы Процессор Объем оперативной памяти Емкость жесткого диска Название сетевого адаптера
    Windows XP Хостовый ПК        
    Windows XP Виртуальная машина        

Задание 4. Научитесь запускать и одновременно работать с двумя ВМ.

  1. Запустите ВМ с установленными ОС Windows 98 и Windows XP.
  2. Создайте снимок экрана с обеими запущенными виртуальными машинами и сохраните его в личном каталоге.
  3. Остановите работающие виртуальные машины (в среде виртуальных машин Пуск/Завершение работы/Выключить компьютер).

Задание 5. Выполните самостоятельное задание 2.


На главную Методические рекомендации для студентов

Сайт управляется системой uCoz